Реле заземления с защелкой Р-45Г2-12 2ТХ.310.000.1
Реле Р-45
1 — панель; 2 — ярмо; 3—катушка; 4 — якорь; 5 — пружина; 6 — болт регулировочный; 7, 8 —пальцевый и мостиковый контакты; 9 — магнитный сердечник
Реле Р-45 служат для коммутации электрических цепей управления и защиты тепловоза. Каждое реле состоит из магнитной системы клапанного типа, контактов рычажного 7 и мостикового 8 типов, установленных на панели. К магнитной системе реле относится ярмо 2, сердечник с катушкой 3 и подвижной якорь 4. Рычажные и мостиковые контакты могут быть как размыкающими, так и замыкающими. Детали и узлы всех типов реле Р-45, кроме катушек (исполнены на разные номинальные напряжения) и панелей, взаимозаменяемы.
Реле Р-45Г2-12 в отличие от других реле серии Р-45 имеет токовую катушку вместо катушки напряжения и механическую защелку, удерживающую якорь реле во включенном состоянии после снятия напряжения.
Принципиальная схема включения и действия реле заземления Р-45Г2-12
На тепловозах ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, выпускавшихся до 1985 г., применены однокатушечные реле заземления Р-45Г2-12. Катушка реле включена в минусовую цепь генератора (подсоединена к шунту амперметра)
вместе с рубильником ВРЗ . В цепь катушки входит резистор СРЗ. Другой конец цепи припаян к корпусу тепловоза.
При заземлении в силовой тяговой цепи ток от места заземления по корпусу поступает в цепь реле через припаянный к корпусу конец цепи и уходит на «минус» генератора. Когда ток достигнет 10 А, реле сработает и размыкающим контактом разорвет цепь катушек контакторов возбуждения генератора и возбудителя. При выключении контактора возбуждения возбудителя ВВ его размыкающий вспомогательный контакт замыкает цепь сигнальной лампы «Сброс нагрузки». В то же время замыкающий контакт реле РЗ замыкает цепь сигнальной лампы «Реле заземления».
Во время работы тепловоза при замыкании на корпус в цепях управления реле заземления не срабатывает. Однако при пуске дизеля, когда через включенный контактор Ш катушка реле заземления соединяется с «минусом» аккумуляторной батареи, реле может реагировать при замыкании на корпус плюсовой части цепей управления.
При срабатывании реле РЗ его якорь удерживается во включенном положении защелкой. После устранения повреждения защелку необходимо освободить, и реле отпус-тится. Если место заземления не обнаружено, разрешается отключить реле рубильником ВРЗ и ехать до ближайшего депо.
Недостатком реле заземления Р-45Г2-12 является то, что оно срабатывает при заземлении лишь в плюсовой части силовой тяговой цепи и не реагирует на заземление в минусовой ее части. Кроме того, в связи с наличием механической защелки реле имеет сравнительно малое быстродействие, что особенно отрицательно сказывается при круговом огне на коллекторе ТЭД.